Случалось ли вам видеть, как ранним зимним утром хмурый сосед расчищает подъезд к своему гаражу, чтобы открыть ворота? Конечно, помахать лопатой вместо утренней зарядки полезно для здоровья, но утром, когда спешишь на работу, подобные физические упражнения приходятся не ко времени. А ведь этих трудностей можно было легко избежать, если бы он установил в гараже подъемно-поворотные ворота.
Своими руками сделать и установить их дольше, но не намного сложнее, чем привычные распашные с тяжелыми створками, открывающимися наружу. Зато вам не придется каждый раз расчищать площадку перед гаражом перед тем как въехать в него или выехать из него.
Что такое подъемно-поворотные ворота
Упрощенно говоря, это створка-щит, которая опускается и поднимается по направляюшим (иногда такие ворота называют подъемно-щитовыми). Когда они открыты, щит уходит горизонтально под потолок гаража и немного выдвигается наружу, как козырек, а при закрытии он принимает вертикальное положение и перекрывает въезд.
По сравнению с другими типами гаражных ворот, эта конструкция имеет ряд преимуществ:
- Хорошо защищены от взлома;
- Устойчивы к коррозии: створка-щит обычно изготавливается из оцинкованного металла или покрывается порошковой краской;
- Могут устанавливаться и в одинарных, и в двойных гаражах;
- Легко открываются вручную;
- Не занимают места внутри гаража и оставляют свободным пространство перед ним.
Принцип работы
Основой подъемно-поворотных ворот является стальная рама или деревянный каркас, с помощью которой они устанавливаются в проем или за проемом гаража. Боковые профили дверной коробки служат направляющими, по которым передвигается поднимающий подъёмные ворота шарнирно-рычажный механизм. В большинстве ворот используются и вертикальные, и потолочные направляющие, хотя существуют и поворотные ворота, в которых последние не применяются.
Полотно таких ворот представляет собой цельную щитовую конструкцию из различных материалов. Это может быть полотно из металла или дерева, обитый металлом дощатый щит или так называемая «сэндвич-панель». Цельная деревянная панель намного дороже и не любит капризной российской погоды, поэтому используется достаточно редко.
Однако монтируя подъемные ворота можно обшить готовое полотно декоративными вставками или панелями (в том числе «под дерево») и другими материалами. Чтобы утеплить его, между двумя панелями прокладывают вспененный пенополистирол.
При открывании створка ворот с помощью роликового механизма, подъемных рычагов и пружин отъезжает вверх по специальным направляющим и фиксируется параллельно крыше гаража. Верхний край створки перемещается внутри помещения, а нижний поднимается к потолку. При этом состояние компенсирующих пружин изменяется: когда створка закрыта, они растянуты, когда открыта – почти свободны.
Одним из видов подъемно-поворотных ворот иногда считают секционные поворотные ворота. Они отличаются тем, что состоят из 4-х и более секций, соединенных петлями. Такие ворота сложнее в изготовлении, но более герметичны и могут быть установлены во встроенных и отапливаемых гаражах. Общий же принцип работы их механизма такой же, как и у щитовых подъемных ворот.
Управляются подъемно поворотные ворота либо вручную, либо при помощи электропривода. Электропривод, несомненно, удобнее. Он запускается кнопочным выключателем, установленным в гараже и на его внешней стене (если гараж находится в охраняемом дворе), или с пульта дистанционного управления. Однако ручной привод гораздо надежнее и дешевле электрического и его можно изготовить самостоятельно. Кроме того, электропривод требует более легкого по весу щита.
Особенности конструкции и применения
Как и у любого механизма, у щитовых подъемных ворот есть определенные недостатки, точнее сказать, особенности. Задумывая установить подъемно поворотные ворота своими руками, нужно учитывать, что:
- Они подходят лишь для прямоугольных проемов. Если вы хотите оформить въезд в гараж красивой аркой, придется выбирать другой тип ворот;
- В открытом состоянии часть полотна ворот выдвигается из проема наружу на высоте потолка приблизительно на 1-1,5 метра.Поэтому вплотную подъехать к гаражу нельзя. Высота гаража при открытых воротах уменьшается на 20 см;
- Щит подъемно-поворотных ворот состоит из цельного полотна, поэтому в случае порчи его придется менять целиком.
Щит таких ворот (особенно с пружинным механизмом) стараются сделать как можно более легким, поэтому часто их не утепляют.
Можно прикрепить по периметру проема и щита резиновое уплотнение (например, автомобильный дверной уплотнитель).
Однако такие ворота предпочтительнее устанавливать только в отдельно стоящих и не отапливаемых гаражах.
Правила монтажа
Новички иногда торопятся, пропуская важные технологические операции, но опытные мастера знают: соблюдение инструкций не только облегчает работу, но и гарантирует ее качество.
Монтировать подъемно-поворотные ворота своими руками достаточно просто, но к чему тратить время на исправление ошибок, если можно сразу все сделать по технологии?
Порядок монтажа ворот вкратце выглядит так:
- До начала установки ворот закончите в гараже все отделочные работы на потолке и стенах, иначе строительная пыль может попасть в механизм ворот. А вот бетонировать пол нужно после установки;
- Соберите раму-коробку, поставьте ее в гаражный проем «для прикидки». Можно сварить стальную раму, а можно изготовить ее из трех деревянных брусов: двух продольных и поперечного, скрепляя их железными пластинами либо угольниками. Если коробка стоит ровно (проверьте уровень по горизонтали и вертикали), можно монтировать ее анкерами по периметру;
- Теперь отмечаем места, где будут закреплены кронштейны, соединяющие вертикальные полозья со стеной: здесь нужно просверлить отверстия. Чтобы ворота не застревали при открытии, верхний кронштейн выносится немного вперед;
- Выровняйте и укрепите раму. Задуйте зазор между стеной и профилями монтажной пеной;
- Прикрепите к потолку потолочные направляющие;
- Полотно собирается из уголковой рамы с ребрами жесткости. После сборки раму обшивают дощатым щитом, а снаружи обивают листовым металлом. После сборки вставьте полотно в полозья;
- Теперь отрегулируйте пружины так, чтобы щит ворот поднимался с некоторым усилием, но не настолько свободно, чтобы он мог самопроизвольно соскользнуть вниз;
- Работа практически закончена. Осталось установить фурнитуру и механизмы ворот.
Пружины или противовес?
В индивидуальном строительстве можно использовать как шарнирно-рычажный механизм, так и механизм, работающий с помощью противовесов.
Делается он так: лебедка (трос) крепится к нижним углам воротной рамы, затем подымается и пропускается через блок. На противоположный конец троса монтируют противовес. Это может быть, к примеру, сварной металлический ящик, загруженный камнями. Еще лучше, если вам удастся купить списанный противовес от лифта. Чем тяжелее щит ворот, тем больший груз придется использовать в качестве противовеса (до 450-500 кг) – и тем более прочным должен быть каркас конструкции.
Такой механизм часто требует значительных физических усилий при открытии и закрытии ворот. Кроме того он ненадежен в смысле техники безопасности – трос может соскользнуть, а груз – сорваться. Однако если ворота тяжелые (например, обшиты толстыми листами железа), а вы человек внимательный, смело отказывайтесь от пружин. Учтите, что для противовеса нужно оборудовать специальную нишу, в которую он будет опускаться при поднятии ворот.
При небольшом весе щита вместо противовеса можно использовать электрическую лебедку.
Советы от профессионалов
- Направляющие должны быть расположены строго горизонтально, иначе щит, двигаясь по ним, может застрять. Выровнять направляющие можно подкладывая шайбы между балкой и швеллером. Однако гораздо надежнее не возиться с рельсовым механизмом, а использовать шарнирные системы. Они обеспечивают движение створки с минимальным трением, и дверное полотно не застревает;
- Регулируют механизм подъемно-поворотных ворот с помощью натяжения пружины. Цель – добиться того, чтобы створка устойчиво удерживалась в любом положении. Чтобы отрегулировать натяжение пружины, подкрутите гайки регулятора натяжения, устанавливая пружину в разные положения (верхнее, промежуточное или нижнее). Возможно, придется изменить верхнюю точку крепления пружины. Сделать это просто: шарнир регулировочной пластины перемещается выше или ниже предыдущего положения;
- Для повышения безопасности использования подъемных ворот (особенно с противовесом) на короб можно установить страховочные стопоры. Регулируются они специальной ручкой: при ее повороте щит фиксируется выдвигающимися упорами, которые закрепляются замком.
Как вы видите, сконструировать и установить ворота подъемно поворотные своими руками оказалось достаточно просто. Нужно только немного терпения и умелые руки.
Поворотный механизм
Принцип работы поворотных ворот заключается в том, что полотно ворот в принудительном порядке осуществляет движение по запланированным направляющим, которые предусмотрены для того, чтобы полотно ворот переместилось из вертикального положения в необходимое горизонтальное положение.
Движение воротам обеспечивают растяжные пружины и рычаги подъёмного типа. Несущая рама данного типа ворот изготавливается из прямоугольных труб, толщина металла которых зависит от конструктивных особенностей ворот подъёмного типа.
Поворотные ворота можно считать достаточно надёжными и долговечными, если сравнить их, скажем, с секционными воротами или воротами рулонного типа. Подъёмные ворота лишены большого количества соединений шарнирного типа, что делает их конструкцию довольно простой и более надёжной.
Как правило, сами ворота состоят из каркаса и облицовочного материала. Каркас таких ворот изготавливается из прямоугольной трубы, которая соединяется специальными рёбрами жёсткости. Облицовка изготавливается из различного строительного материала, но самым распространённым облицовочным материалом можно смело считать дерево и профилированное железо.
Основной проблемой деревянного облицовочного материала считается плохая устойчивость перед повышенной влажностью, которая преобладает в наших странах. Поэтому всё большей популярности обретает листовое оцинкованное железо, которое покрывают специальным порошковым составом, способным уберечь строительный материал не только от природных воздействий, но и от воздействий механического типа.
При покупке готовой конструкции поворотных ворот у вас будет огромный выбор облицовки данного типа полотна. При изготовлении таких ворот самостоятельно стоит учитывать, что выбор облицовочного материала и ответственность за его сохранность при монтаже и эксплуатации ложится только на вас. Покупные варианты данного типа ворот изготавливаются не утеплёнными.
При желании, когда данные ворота будут располагаться в крытом гараже, их можно самостоятельно утеплить при помощи специальных утеплительных панелей. В качестве утеплительного материала довольно часто используют прессованный пенопласт, который имеет толщину 2.5 сантиметра. Данный утеплительный материал закладывают между двумя слоями облицовочного материала, что делает его похожим на сэндвич.
Комплектация ворот
Подъёмные и поворотные ворота могут быть стандартной комплектации, которая имеет только воротное полотно и поворотный механизм, или иметь дополнительные конструктивные элементы, которые влияют на сохранность полотна и механизма и общую долговечность данного типа ворот. К таким дополнительным элементам можно отнести:
- Планку ограничительного типа, которая располагается внизу воротного полотна. Данная планка нужна для того, чтобы уберечь от образования коррозии воротный упор, который имеет свойство изнашиваться, вследствие чего металл начинает ржаветь;
- Профиль окантовочного типа, выполненный из резины. Данный профиль предназначен для того, чтобы упредить попадание дождевой или талой воды в гаражное помещение. Материал, из которого изготавливается данный профиль, обладает всеми теми характеристиками, которые могут успешно сопротивляться природному воздействию;
- Компенсирующие накладки декоративного типа, которые предназначены для того, чтобы закрыть образовавшиеся щели между воротным полотном и подготовленным проёмом. Как правило, это случается в том случае, когда происходит реконструкция уже имеющихся ворот в гараж;
- Дополнительные материалы и конструктивные элементы, которые могут увеличить звуковую и тепловую изоляцию гаражного помещения, что довольно полезно в том случае, когда в гараже располагается не только место для хранения автомобиля, но и мастерская;
- Немаловажными считаются дополнительные устройства, отвечающие за придание запорному механизму большей надёжности и защищённости. Как правило, такие элементы необходимы в том случае, когда гараж расположен в отдалённом от дома месте.
Все эти дополнительные материалы и принадлежности приобретаются в отдельном порядке. Приобретаются они по желанию потребителя, но лучше перестраховаться и прикупить дополнительные элементы воротного механизма. Это поможет не только содержать гараж в хорошем состоянии, но и уберечь его от воздействия окружающей среды и случайных взломщиков.