Современные технологии позволяют заметно улучшить качество дорожного покрытия. Уникальные параметры, прочность, долговечность и эстетический внешний стали возможными и доступными. Речь идет о тротуарной плитке, которая все больше завоевывает популярность.
Ее применяют практически везде: для мощения улиц, дворов, пешеходных дорожек, специальными плитами выкладывается проезжая часть. Дает такую возможность широкого применения особый состав бетона для тротуарной плитки, который обеспечивает следующие преимущества:
- Прочность и надежность;
- Устойчивость к механическим воздействиям и значительным нагрузкам;
- Разнообразие фактур и расцветок;
- Высокие эксплуатационные характеристики;
- Простота монтажа;
- Невысокая стоимость плитки и работ по установке;
- Морозоустойчивость;
- Простота в ремонте и уходе;
- Эстетический внешний вид.
Все это позволяет применять бетонную плитку для обустройства различных территорий, при создании оригинальных ландшафтных дизайнов и во многих других случаях. Особенности тротуарной плитки и ее изготовления позволяют ей постепенно вытеснять традиционные материалы для дорожного покрытия, такие как асфальт.
В основном это зависит от характеристик плитки, позволяющих укладывает ее вручную, без применения тяжелой дорогостоящей техники и особых знаний. Инструмент при этом используется самый простой, обычно плитку укладывают просто на уплотненную песчаную подушку.
Способы изготовления востребованной на сегодняшний день плитки для дорожек из бетона
На состав бетона, применяемого для тротуарной плитки, влияет здесь и способ ее изготовления. К таким методам относятся вибролитье и вибропресс, при необходимости бетонную плитку можно отлить и в домашних условиях.
Вибролитье
При этом способе производства сначала изготавливается бетонная смесь, в которую входят: цемент марки ПЦ500, Д0, тщательно промытый песок, ускоритель твердения, пластификатор, красители, простая вода.
После того, как однородная смесь готова, ее разливают в подготовленные пластиковые формы, предназначенные для тротуарной плитки. Эти формы затем устанавливаются на специальный вибростол, который имеет непрерывно вибрирующую поверхность. Смесь в формах должна тщательно утрамбоваться (провибрироваться), после чего формы снимаются и устанавливаются в сушильную камеру, где поддерживают специальную влажность и температуру.
Процесс сушки занимает двенадцать часов, по истечении которых формы достают из камеры, а затвердевшую бетонную смесь извлекают из них. Далее плитка укладывается на поддоны и поступает на промежуточный склад, где и набирает необходимую прочность.
Вам может быть интересно: Все о климатических установках.
Вибропресс
Такой метод изготовления прочной тротуарной плитки предполагает использование бетонной смеси по указанным соотношениям. Готовая смесь укладывается в специальные подготовленные заранее матрицы (пресс-формы), установленные на непрерывно вибрирующей станице.
При этом на бетонную смесь для плитки тротуарной оказывает постоянное давление и вибрацию пуансон, так называемая, обратная сторона матрицы. Этот процесс осуществляется до полного уплотнения бетонной смеси для плитки. Далее матрицы и пуансон поднимают, на поддоне остаются только готовые формы. Эти поддоны с плиткой отправляют на промежуточный склад для набора прочности.
На промежуточном складе плитка должна находиться не меньше двадцати восьми дней. Только после этого она приобретет необходимую прочность. При этом характеристики тротуарной плитки, произведенной различными способами, различаются:
- При вибролитье плитка имеет очень привлекательный вид, глянцевую гладкую поверхность, обеспечивается широкий ассортимент, большой выбор формочек, разнообразная гамма цветов, фактур поверхности;
- При использовании метода прессования тротуарная плитка приобретает шершавую поверхность, строгие геометрические формы, параллельность поверхностей, высокую прочность и морозоустойчивость обеспечивает низкое водоцементное соотношение самого бетона, также это значительно уменьшает расход цемента при изготовлении.
Нельзя сказать, что какой-либо из способов является лучшим, они оба прекрасно дополняют друг друга и подходят для различных способов укладки.
Состав используемого бетона для плитки тротуарной собственного производства
Состав бетона для изготовления прочной тротуарной плитки достаточно прост, при производстве применяют бетон, дробленые и кварцевые пески, щебень, воду и различные красители. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- Для бетона: обычно берется тяжелый цемент таких марок, как М450, М400, М350, М300. При использовании песчаного бетона необходимо брать марку от 400;
- Для песка: в качестве заполнителя используют дробленые либо кварцевые пески с модулем крупности от 2,6;
- Для щебня: здесь в качестве крупного заполнителя берется щебень из гравия либо естественно камня и доменного шлака. Крупность щебня должна составлять до 10мм;
- Для воды: для затвердения плитки необходимо применение теплой воды, так называемые мягкие режимы твердения при тепловлажностной обработке. Температура при этом не должна быть выше плюс шестидесяти пяти градусов.
При этом, для определения соотношений отдельны компонентов для производства тротуарной плитки, можно пользоваться такими значениями:
- Цемент (600 кг)/песок 0,9 (1550 кг)/вода (100-190 л); плотность – 2200 кг/м3; водопоглощение – 5,3 %; Мр3 – от 200; для сжатия предел прочности – 436 кг/см2;
- Цемент (500 кг)/отсев 0,54 (920 кг)/песок 0,7 (1150 кг)/вода (100-200 л); плотность – 2160 кг/м3;водопоглощение – 4,5 %; Мр3 – от 200; для сжатия предел прочности – 400 кг/см2;
- Цемент (500 кг)/песок 0,52 (900 кг)/щебень 0,52 (900 кг)/ вода (100-200 л), количество воды при этом определяется в зависимости от влажности самих компонентов; плотность – 2350 кг/м3;водопоглощение – 4,0 %; Мр3 – от 200; для сжатия предел прочности – 410 кг/см2.
Специфические добавки для бетонной смеси
Отдельной категорией для определения состава бетона для тротуарной плитки идут специальные добавки.
https://www.youtube.com/watch?v=clLExhMeVWA
Их применения и обуславливает специфические особенности и характеристики, назначение самой плитки. Например, при вибролитье для того, чтобы увеличит прочность, обязательно добавляют в состав пластификаторы.
Для увеличения устойчивости к перепадам температур и влаге добавляют воздухововлекающие и гидрофобизирующие добавки. А параметры износостойкости повышаются добавкой волокон полипропилена, полиамида, стекла, что дает возможность создания в растворе особой трехмерной сетки, улучшающей сцепление между отдельными компонентами всего раствора.
Отдельно идут специальные красящие пигменты для бетона, обеспечивающие плитке неповторимый и эстетичный внешний вид. Такие компоненты, входящие в состав бетона для тротуарной плитки, должны отвечать требованиям: защита от воздействий агрессивных сред, от влияний погодных и прочих условий при процессе эксплуатации.
Определить содержание правильных пропорций и всех технологий при производстве можно таким способом: при ударе плитки о плитку должен образоваться звонкий звук. Это говорит об отличном качестве и прочности плитки. Если же звук глухой, то при эксплуатации могут возникнуть проблемы.
Скорее всего, при изготовлении применяли некачественный глинистый песок, много воды, щебень, содержащий большое количество пыли. Если тротуарная плитка с изнанки имеет просвечивающиеся желтоватые пятна, то ее тоже лучше не применять, так как входящий в состав глинистый песок сильно ухудшает ее качество.
Делаем вывод. Классический состав бетона для производства прочной плитки для дорожек включает :
- Цемент М500.; затем кварцевый песок – от 260-720 мас.част.; используется щебень – 1000 мас.част.; пластификаторы – 100-560 мас.част.; вода – 150 мас.ч;
- Цемент М200 ч; затем кварцевый песок – от 100-560 мас.част.; используется щебень – 1000 мас.ч.; пластификаторы – 100-560 мас.ч.; вода – 150 мас.ч..
Такие соотношения позволят изготовить прочную и долговечную тротуарную плитку, которая будет устойчива к механическим повреждениям и нагрузкам, неблагоприятным условиям внешней среды. А пластификаторы в ее составе свяжут отдельные компоненты, что придаст дополнительную надежность материалу. Красители в плитку добавляются специализированные, их применение не обязательно.
Изготовление плитки своими руками
Плитку можно изготовить, безусловно, и своими руками. Состав применяемого бетона для тротуарной плитки при этом не будет сильно отличаться от заводского. Необходимо иметь цемент, промытый песок, щебень, воду и специальные формы, которые также можно легко сделать своими руками. При желании можно добавлять красители для получения красивых оттенков.
Соотношения при приготовлении бетона определяются, исходя из используемой марки цемента, методы перемешивания самые различные. Например, в гравитационном смесителе с объемом 130 литров можно замешать смесь без гравия. Цемента и песка для этого необходимо в пропорции три к одному, количество воды рассчитывается, исходя из самой смеси, добавляется пластификатор (необязательно).
Берем, например, цемент марки М400 в количестве тридцати килограмм, воды тогда необходимо 15-17 литров. В бетоносмеситель сначала засыпаем полтора ведра песка (15 литров) и семь литров воды. Смеситель должен проработать тридцать секунд, затем в работающий механизм добавляется цемент (весь объем) и вода (оставляем только два литра).
После того, как получится тестообразная масса (ничего не должно прилипать к стенкам), надо долить воду и засыпать оставшийся песок. Смеситель должен проработать еще три минуты. Состав используемого бетона для тротуарной плитки, изготавливаемый своими руками, при этом включает: цемент М400, песок, воду.
Для двухслойной плитки состав отличается. Понадобится для этого песок и цемент в соотношении один к одному для первого слоя. Они перешиваются до получения консистенции сметаны, раствор выливается в приготовленные формы. Затем готовим второй раствор. Этот состав бетона для тротуарной плитки будет другим: цемент (одна часть)/песок (3-и части/щебень (2-е части).
Полученная смесь не должна расплываться, можно добавлять для блеска пластификатор, но это не обязательно. Затем полученная смесь выливается в формы на первый слой. В результате получится прочная и надежная плитка, которой можно будет выложить дорожки в собственном саду.