Все виды соединения имеют свои преимущества и свои недостатки, поэтому как вязать арматуру для фундамента или точнее как ёе соединять, выбирает каждый сам для себя исходя из тех возможностей, которыми он располагает.
При возведении фундамента встаёт вопрос о соединении арматуры для того, чтобы изготовить арматурный каркас для этого самого фундамента. На сегодняшний день существует три основных способа соединения арматуры между собой:
- Вязка арматуры;
- Сварка арматуры;
- Соединение арматуры внахлёст;
Вязка арматуры
Самым популярным методом соединения прутьев арматуры остаётся сварка. Однако из-за своих недостатков она медленно, но верно уступает позиции именно вязке.
Вязка арматуры применяется именно тогда, когда фундамент устраивается под небольшое строение, да и не только фундамент. Вообще, в частном строительстве самым распространённым способом соединения армированных элементов является их вязка.
Арматуру вяжут специальной вязальной проволокой, которая в диаметральном сечении имеет от 0,8 до 1 миллиметра.
Вязка арматуры при помощи вязальной проволоки может быть осуществлена либо ручным способом с применением пассатижей, либо специальным приспособлением для вязки – крючком, который может быть обычным, и винтовым.
Проволока насаживается на крючок и при помощи нехитрых движений затягивается вокруг двух прутов арматуры, при этом затягивая их между собой.
В общем смысле весь процесс вязки арматуры можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап заключается в подготовке арматуры к вязанию. На этом этапе арматуру очищают от грязи, выпрямляют и стропуют. Дальше подводят к месту непосредственного расположения и надёжно закрепляют в том положении, в котором она должна находиться по плану.
После этого приступают непосредственно к этапу вязки. Как уже говорилось, вязка может осуществляться специальным крючком. При этом вязальную проволоку складывают вдвое, и получившейся петлёй надевают на сам крючок.
Дальше два свободных конца заводят под элементы, которые необходимо связать, делая при этом один оборот. Поле этого заводят свободные концы в петлю под крючок.
Теперь крючок вращают вдоль продольной его оси, тем самым скручивая проволоку и затягивая элементы арматуры.
Если для вязки арматуры используется простой крючок, то вращение осуществляется вручную, при этом нужно прикладывать не малую силу, чтобы надёжно затянуть проволоку. Если же вязка арматуры производится при помощи винтового крючка, то вращать его не нужно, нужно всего лишь дёргать за рукоятку – крючок будет вращаться сам.
Скорость вязки винтовым крючком выше, чем обычным. Также можно отметить, что скорость вязки с применением любого из вышеперечисленных крючков выше, чем скорость вязки с применением пассатижей.
Вышеописанным способом вяжут два прута, которые скрещиваются.
Если есть необходимость удлинить арматурный прут, то применяют способ нахлёстки.
Суть состоит в том, что один прут накладывается на второй. Вязка осуществляется с применением всё тех же инструментов, то есть пассатижей или одной из разновидностей крючков.
При этом следует особое внимание уделять местам нахлёста. Нахлёст должен составлять не меньше 25 сантиметров. Вязать проволокой нахлёст нужно в двух местах – в начале и в конце.
Другие инструменты для вязки
На сегодняшний день для вязки арматуры придумали множество различных способов, а соответственно и инструментов под них.
Одним таким способом является способ вязки арматуры при помощи специального пистолета. Весь процесс вязки арматуры с применением этого пистолета выполняется автоматически, вам лишь только необходимо взять проволоку и вставить её в пистолет, а уже вязку он сделает сам, причём за очень маленький промежуток времени.
Сначала насадка инструмента устанавливается на связываемое место и просто наживается кнопка. Дальше происходит автоматический процесс связки арматурных прутьев.
Для того чтобы увеличить скорость ручной вязки применяют шуруповёрт или дрель. Однако дрель использовать не стоит, так как у неё, как правило, большая мощность и большая скорость вращения, что может привести к простому разрыву вязальной проволоки.
А вот применение шуруповёрта будет как нельзя кстати. Для этого в его обойму вставляют сам вязальный крючок и надевают проволоку указанным чуть выше способом. Потом просто нажимают на кнопку, в результате чего происходит процесс закручивания проволоки и затягивания элементов арматуры.
Ещё одним способом связать арматуру можно назвать способ с применением специальных вязчиков арматуры. Этот инструмент чем-то напоминает тот же шуруповерт, только поскольку он специально предназначен для связывания арматуры узлами из проволоки, то и работает он быстрее.
Стоит отметить, что и шуруповёрт, и вязчики работают от сети или от батареек.
Наконец, последним способом связать арматуру можно назвать применение специальных скрепок. Вязка одного арматурного узла осуществляется за считанные секунды.
Скрепка представляет собой готовое изделие из той же вязальной проволоки, которая просто надевается на место соединения двух арматурных элементов и зажимается. Весь процесс соединения арматуры скрепками выполняется вручную, но особых усилий не требует.
Пожалуй, это все способы, которыми связывают арматуру, хотя каждый сам способен придумать свой собственный.
Сварка арматуры
Сварка арматуры может осуществляться одним из следующих способов:
- Контактная стыковая сварка. Используется для того, чтобы соединить арматурные стержни встык, при этом стержни могут быть как одинаково диаметра, так и разного;
- Контактная точечная. Используется для сварки различных арматурных элементов. Можно применять только для сварки арматуры с диаметральным сечением не больше 5 сантиметров;
- Электродуговая точечная. При помощи этой сварки можно соединять арматурные стержни с диаметральным сечением до 2 сантиметров. Достоинством такого типа сварки является то, что сварить можно арматурные стержни, которые изготовлены из разных марок стали;
- Сварка продольными швами. Является приемлемой, когда нужно соединить арматурные прутья с диаметральным сечением до 80 миллиметров, но при условии того, что арматура изготовлена из высокоуглеродистой стали;
- Ванная сварка. Применима для изготовления арматурных стержней разной длины. Позволяет сварить каркас, не потеряв в прочности и жёсткости по всей его длине. Такая сварка протекает с использованием специальных подкладок, которые так и называются ванночками. Этот способ хорош тем, что значительно уменьшает количество необходимых электродов, а также сокращает потери стали на стык;
Приведенные выше способы сварки не представляют полный список, но являются самыми распространёнными.
Очень широко применяют сварку плавлением. Особенно хорош этот способ для изготовления арматурных сеток и каркасов, когда работу требуется сделать на непосредственно строительной площадке.
Суть процесса сварки
Суть сварки плавлением состоит в том, что под большой температурой плавятся концы двух стержней, и этот расплавленный металл образует общую единую смесь, которая после застывания образует цельный кусок стали, то есть так называемый сварной шов. Производится такая сварка, как уже говорилось, с применением специальных подкладок для удержания расплавленного метала на месте соединения двух арматурных прутьев.
Данный способ имеет преимущества над сваркой электрической дугой. Дуга имеет огромную температуру, порядка 6000 градусов по Цельсию, что приводит к большому количеству расплавленной стали. Это в свою очередь приводит к большому проценту потери стали.
При применении ванного способа сталь плавится за более короткий срок, в меньшем объёме, и к тому же, период затвердевания стали также меньше.
В следствие применения сварки, на выходе получается металл худшего качества, чем тот который начали сваривать. Это так потому, что при нагревании атмосферные газы распадаются на элементарные составляющие, то есть на атомы. При этом эти атомы являются очень активными. Их энергии хватает на то, чтобы вступить в реакции с расплавленным металлом. Так происходит насыщение металла газами, что естественно, снижает его прочность.
Для того чтобы такого не происходило, сварную поверхность изолируют от атмосферных газов, то есть выполняют сварку практически в полном вакууме.
Контактная сварка
Этот вид сварки требует оборудования и более сложного, и более мощного, чем сварка плавлением. Она применяется только на заводах ЖБК, однако встречается в строительстве, и даже в частном строительстве.
Для использования этого способа сварки не требуется никаких подкладок и электродов, которые в ванной сварке нужны для плавления.
Перед началом сварки необходимо подготовить арматурные стержни. Подготовка заключается в том, чтобы просто убрать слой ржавчины с арматуры, если он имеется.
Те места, где зажимные губки сварного аппарата соприкасаются с арматурой нужно зачистить наждачными кругами или дисковыми щётками.
Недостатки сварки
Итак, как видно, сварка имеет ряд недостатков:
- Прежде всего, это сложность в осуществлении процесса сварки. Если ещё способ плавления осуществим, то другой вид сварки произвести крайне тяжело;
- Небезопасность сварки. Действительно, сварка считается достаточно травмоопасной работой. Мало того, что можно получить ожоги различных степеней, вплоть до полного омертвления участков кожи, так можно получить ещё и электротравму, что может привести к летальному исходу;
- Сварка является достаточно дорогим способом скрепления арматурных прутьев;
- Сварка не обеспечивает надёжного соединения арматуры, а особенно, когда на арматурный каркас сверху заливается бетон со щебнем. В этом случае возможен разрыв сварных швов, что снижает общую жёсткость и прочность арматурного каркаса;
Вязка арматуры по средствам проволоки является безопасным и не дорогостоящим способом скрепления арматурных элементов.